«Счастье к христианину приходит через покаяние». Притча о мытаре и фарисее.

В воскресный день 21 февраля 2021 года православные христиане собрались в храме во имя святого апостола Андрея Первозванного в г. Неаполе для совершения Божественной литургии, которую возглавил настоятель храма иерей Михаил Поваляев. Это была первая неделя в ряду подготовительных седмиц перед Великим постом, и посвящена она притче о мытаре и фарисее. По завершении богослужения отец Михаил обратился к верующим со словом духовного наставления.

По его наблюдениям в данном рассказе Господь Иисус Христос не зря приводит в пример два образа молитвы – молитву мытаря и молитву фарисея. В сознании современников Христа эти две общественные фигуры были абсолютными противоположностями. Фарисеи являлись скрупулезными исполнителями всех законов и правил — они жили праведно, так, что их не в чем было упрекнуть. А мытари (сборщики подати) были общепризнанными грешниками, иудеи избегали общения с ними и презирали.

Согласно притче Спасителя, эти два человека зашли в храм помолиться, и в результате фарисей вышел осужденным, а мытарь оправданным. Почему же в глазах Господа праведник стал последним, а грешник – первым?

«Мытарь не находил извинений себе и своим недостойным поступкам – объяснил настоятель. — Он не оправдывал свои грехи, а честно признал их перед Богом и попросил Его милости. А фарисей считал себя праведным, особенно на фоне мытаря, и благодарил Творца за то, что не грешит. Это было его самообманом.

Святые отцы говорят, что человек не может прожить и дня, чтобы не согрешить — если не злым поступком или словом, так мыслями или чувствами раздражения, осуждения, обиды… А для Всевышнего как раз важно не внешнее поведение человека, а то, чем наполнено его сердце».

С сожалением иерей Михаил Поваляев заметил, что и в наше время некоторые люди, приходя на исповедь, уверяют, что у них нет грехов и им не в чем раскаиваться перед Богом.

Поэтому для подготовки к Великому посту верующим дана эта притча, чтобы помочь прийти в состояние трезвости и осознания своей духовной немощи, перестать лукавить, снять покров лести и самомнения, и честно посмотреть внутрь себя. Трудно измениться и исправиться, но мытарь вышел из храма оправданным. А значит,  когда человек сам себя не «обеляет», его оправдает Господь.

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14)

Отец Михаил добавил, что эта притча не только обличает и учит, но еще и является поводом для радости.

«Мы радуемся тому, что мытарь получил прощение, сказав правду о себе. А значит Господь так сильно любит человека, что может всех нас принять, несмотря на наши ошибки, — подытожил настоятель. – Не зря, когда человек раскаивается и плачет о своих согрешениях, после исповеди он испытывает светлые чувства. Это состояние отцы Церкви называют радостью покаяния. Поэтому не бойтесь, братья и сестры, сокрушаться о своих грехах, и Господь пошлет нам утешение и радость от их прощения. Счастье к христианину приходит через покаяние».

По окончании проповеди была совершена панихида по усопшим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Православный календарь

    12 мая, Среда(29 апреля по ст.ст.)

    Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299). Прп. Ме́мнона чудотворца. Прп. Нектария Оптинского (1928).

    Прп. Амфилохия Почаевского (1970). Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284–305). Свт. Василия Острожского (1671) (Серб.). Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.).

    Деян., 11 зач., IV, 13–22.Ин., 15 зач., V, 17–24.

  • Расписание богослужений

    Божественная литургия, или Евхаристия – самый центр всей церковной жизни, таинство присутствия Христа среди нас и Его общения с нами.

    Посетить богослужение

    Подать записку