Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

14 марта 2021 года в храме во имя святого апостола Андрея Первозванного в г. Неаполе прошла Божественная литургия, которую совершил настоятель прихода иерей Михаил Поваляев в сослужении архимандрита Августина (Морозова), докторанта теологического факультета Папского университета св. Фомы Аквинского в Риме.

В Пра­во­слав­ной Церк­ви по­след­нее вос­кре­се­ние пе­ред Ве­ли­ким по­стом име­ет на­зва­ние «Вос­по­ми­на­ние Ада­мо­ва из­гна­ния». В своей проповеди отец Михаил поведал прихожанам, что согласно Священному Писанию в раю Адам и Ева могли общаться с Богом «лицом к лицу» каждый день и через это богообщение приобретали такое блаженство, которое не могут заменить никакие земные радости. Это еще раз показывает, что полнота бытия человека возможна только вместе с Богом.

Но первые люди лишились этой радости из-за своего непослушания, когда захотели стать не творением Божьим, но богами. Именно так дьявол в виде змея искушал Еву: «В день, в который вы вкусите их (плоды), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

По словам иерея Михаила Поваляева, в наше время люди тоже хотят быть подобными богам — независимыми, самодостаточными и счастливыми, но как доказывает история, без Всевышнего это невозможно.

 «Сегодня Церковь располагает нас, как потомков Адама и Евы, задуматься о том, что мы еще не достигли полноты жизни, мы еще находимся в изгнании от Бога. Но это не значит, что мы не можем возвратиться на нашу духовную родину. Великий пост – это тот путь, который мы проделываем, чтобы вернуться к богообщению.

Когда человек меньше грешит, чаще приходит в храм, больше молится, совершает покаянное делание, ограничивает себя в пище, он приближается к Творцу. Эти труды необходимы для перемены души и для достижения Царствия Небесного» — подчеркнул настоятель.

Он предостерег верующих от неразумного ограничения в еде, напомнив, что пост подразумевает отказ от чрезмерных увеселений и излишеств, и не должен доводить организм до истощения и расстройства.

Свое наставление отец Михаил завершил следующими размышлениями:

«Есть одно чувство, которое может приводить человека в бесовское состояние. Это чувство справедливости — когда мы делим людей на тех, кто прав, и на тех, кто не прав, когда считая, что поступаем честно, можем нагрубить, осудить и пожелать зла другому человеку, рождая раздор и неприязнь. Важно понять, что наше ощущение справедливости повреждено нашими собственными грехами. Необходимо усмирять в себе это чувство и прибывать в мире со всеми».

Для этого Церковь установила благочестивую традицию Прощеного воскресенья, которая пришла к нам из монастырей. На все время Великого поста монахи отправлялись в пустыню. Понимая, что могут не вернуться из этого тяжелого подвига, в последний день перед уходом они примирялись со всеми, просили прощения у братии и прощались как навсегда.

В неаполитанском храме тоже был совершен Чин прощения, на котором иерей Михаил Поваляев с земным поклоном испросил прощения у клира и прихожан, и они ответили ему также земным поклоном. После чего была совершена панихида по усопшим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *