Церковь св. Варвары Великомученицы в Анжуйском замке (сappella di S. Barbara al Maschio Angioino)

Анжуйский замок

Cредневековая церковь св. Варвары Великомученицы (Санта Барбара), устроенная в XIV в., имеет также название Палатинская капелла, то есть домовая церковь при (Королевском) дворце. Она была устроена по воле Анжуйских правителей Неаполя, особо почитавших Великомученицу (по одному приделу церковь иногда называли также Сан Себастьяно — именем св. мученика Севастиана, сотника Римского).

Это самое древнее ядро замка, единственное из готической эпохи, и наилучшим образом сохранившееся. Особое впечатление производит мраморный портал у фасада, с тонким готическим рельефом «Рождество Христово» и с окном-розой, исполненным в XV в. уже испанцами после того, как первоначальное «анжуйское» окно разрушилось во время землетрясения 1456 г .

Суровое внутреннее помещение с одним нефом оживлено высокими одностворчатыми окнами; от фресок Тосканской школы, некогда украшавших стены, остались только незначительные фрагменты. В левой части алтаря – ренессансная сень XV в. с красивым рельефом «Тайная Вечеря».

В капелле ныне выставлены фрески и скульптуры на религиозные темы XIV-XV вв., входящие в состав Городского музея (Museo Civico).

Слева от алтаря – винтовая лестница, с более чем сотней ступеней, ведущая из церкви во внушительный Зал баронов.

Другая винтовая лестница, ныне замурованная, соединяла церковь с подземным помещением, известным как подземелье заговора баронов (sotterraneo della congiura dei Baroni): в открытых гробах тут лежат четыре мумии, одна из них, со связанными руками, являет все признаки насильственной смерти от удушения.

Внутри капеллы

Сам Анжуйский донжон (Maschio Аngioino), прозываемый также Новым замком (Castel Nuovo) – для различия с другими неаполитанскими замками, Кастель дель Ово и Кастель Капуано – был сооружен Карлом I Анжуйским в качестве резиденции своего двора в 1279-1282 гг., потом переделан в XV веке Альфонсом I Арагонским, для той же цели, и тщательно реставрирован в начале ХХ века.

Массивная цитадель с цилиндрическими башнями имеет парадный вход – Триумфальную арку, сооруженную в честь воцарения Альфонса I Арагонского.

Замок имеет трапецеидальную конфигурацию, с пятью могучими зубчатыми башнями, полностью облицованными камнем «пиперно» (серый камень вулканического происхождения). Слева от Триумфальной арки, на углу, высится башня Св. Георгия Победоносца (torre di San Giorgio), от которой в сторону моря идет глухая крепостная стена, реставрированная в XVIII в.

Стены Анжуйского замка видели многое – события праздничные и трагические. Здесь останавливались поэты, литераторы, ученые-гуманисты и прочие блестящие представители мира культуры, в том числе Франческо Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла, Бартоломео Фачо – если перечислить только избранные имена. Из художников достаточно назвать имя великого Джотто, призванного ко двору королем Роберто в XIV столетии (к сожалению, его неаполитанские работы на библейские темы не уцелели).

Напомним еще одно историческое событие: в 1294 г. римский папа Целестин (Келестин) V, упомянутый Данте в «Божественной комедии», отказался, будучи в замке, от ватиканского «престола Апостола Петра» и удалился в монашество.

Автор Михаил Талалай

Местоположение церкви св. Варвары Великомученицы в Анжуйском замке на карте

Комментирование запрещено

  • Православный календарь

    14 апреля, Среда(1 апреля по ст.ст.)

    Прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404–1405). Прп. Варсонофия Оптинского (1913).

    Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского, чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза.

    Сщмч. Сергия Заварина пресвитера (1938).

    Литургия Преждеосвященных Даров.

    На 6-м часе:Ис. XLI, 4–14.На веч.:Быт. XVII, 1–9.Притч. XV, 20 – XVI, 9.

    На вечерне к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона.

  • Расписание богослужений

    Божественная литургия, или Евхаристия – самый центр всей церковной жизни, таинство присутствия Христа среди нас и Его общения с нами.

    Посетить богослужение

    Подать записку