Божественная литургия в день Святой Троицы

20 июня 2021 года Православная Церковь отмечала великий двунадесятый праздник День Святой Троицы, который празднуется на пятидесятый день после Пасхи, откуда произошло его второе название — Пятидесятница.

В неаполитанском храме во имя святого апостола Андрея Первозванного было совершено торжественное богослужение, которое возглавил настоятель иерей Михаил Поваляев. В своей проповеди о. Михаил вспомнил истоки праздника и рассказал, что именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух.

 Вот как это событие описывает евангелист Лука в книге Деяний святых апостолов:

«Внезапно сделался шум с неба, как бы несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать» (Деян. 2:2-4).

С этого дня началась апостольская проповедь на языках разных народов, которая распространила христианскую веру на весь мир. Поэтому Пятидесятница считается днем рождения Церкви.

В кондаке праздника противопоставляется образ ветхозаветного смешения языков у Вавилонской башни, который произошел для разделения некогда единого народа (Быт. 11:1-9), образу новозаветного сошествия разделяющихся языков пламени (Деян. 2:1-8) ради духовного соединения всех народов в один – Единую Церковь Христову:

Когда сошел Всевышний и смешал языки [в Вавилонском столпотворении – прим.],

то этим Он разделил народы.

Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы – прим.],
то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятого Духа».

В славянском переводе контраст двух событий усиливается игрой разных понятий одного слова «язык», под которым подразумевается «речь», «сгусток огня» и «народ».

Настоятель заметил, что в жизни каждого христианина бывает своя собственная Пятидесятница – это день крещения и миропомазания, когда на человека сходит Святой Дух для духовного укрепления и возрастания.

Иерей подчеркнул мысль о том, что суета и греховные привязанности мешают верующим постоянно пребывать в благодатной радости, о чем призывает преподобный Серафим Саровский, говоря: «Радуйтесь!». Он имеет в виду не эйфорию или смех, а ту блаженную радость, которую мы по милости Божьей будем наследовать в Царствии Небесном и к которой можем немного прикоснуться сейчас через таинства исповеди и Причастия, дарующие душе необыкновенное чувство света и умиротворения.

Отец Михаил заключил обращение к пастве следующими словами:

«Сегодня мы чтим Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, которые обильно изливают благодать на род человеческий и призывают словами Христа всех желающих прийти и черпать ее, как воду:  

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:37-39).

Господь – это источник жизни, полнота и совершенство бытия. Если мы желаем спасения души, если хотим быть с Богом и наслаждаться Его любовью, тогда, братья и сестры, будем стремиться любить Его, как Он возлюбил нас, будем стараться ходить в храм и соблюдать Его заповеди».

По традиции в день Пятидесятницы после Божественной литургии была совершена Вечерня с тремя коленопреклоненными молитвами, составленными святым Василием Великим (329-379 гг.). В первой молитве верующие исповедали перед Господом свои грехи и воззвали к Его милосердию ради великой жертвы Христа; во второй – попросили о даровании им Божественного Духа, как некогда апостолам, а в третьей помолились об упокоении душ усопших отцов и братьев в небесных обителях.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Православный календарь

    21 сентября, Вторник(8 сентября по ст.ст.)

    Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

    и Приснодевы Марии

    Прпп. Иоанна (1957) и Георгия, в схиме Иоанна (1962), исповедников (Груз.).

    Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

    Утр. –Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.Лит. –Флп., 240 зач., II, 5–11.Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

    На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, преславное рождество Божия Матере».

    На литургии вместо «Достойно» – «Величай, душе́ моя... Чужде ма́терем девство...» (до отдания).

  • Расписание богослужений

    Божественная литургия, или Евхаристия – самый центр всей церковной жизни, таинство присутствия Христа среди нас и Его общения с нами.

    Посетить богослужение

    Подать записку