Базилика св. Франциска Паоланского (Сан Франческо ди Паола) в Неаполе

Неоклассическая базилика во имя св. Франциска Паоланского формирует западную сторону просторной пьяццы дель Плебишито и украшена крыльями мощной дорической колоннады (арх. Л. Лаперута). Замысел площади принадлежал ставленнику Бонапарта, неаполитанскому королю Иоахиму Мюрату, решившему в начале XIX в. создать, с воистину наполеоновским размахом, «форум Мюрата».

Однако по иронии судьбы завершена была площадь базиликой Сан Франческо ди Паола (арх. П. Бьянкини; 1817-1846), поставленной Фердинандом I Бурбоном в благодарность Небесам за избавление королевства от узурпатора-француза. Реставрация Бурбонов была закреплена Казаланцским договором (20 мая 1815 г.) и расстрелом Мюрата осенью того же года. Таким образом, этот великолепный ансамбль появился благодаря воле двух исторических деятелей, противостоявших друг другу.

Конфигурация базилики воспроизводит, в уменьшенных формах, римский Пантеон. Ее портик снабжен посвятительной надписью на латыни (D.O.M.D. FRANCISCO DE PAULA FERDINANDUS I EX VOTO A MDCCCXVI), сообщающей об обете свергнутого монарха, чаявшего вышней помощи, в первую очередь от чтимого им св. Франциска Паоланского, в деле возвращения трона. Тимпан портика поэтому увенчан фигурой этого католического Преподобного (слева), а также статуями Веры (в центре) и другого католического святого — Фердинанда Кастильского, небесного патрона Фердинанда Бурбонского (справа). Венчает здание высокий глухой барабан с пологим куполом, фланкированный двумя малыми главами.

Церковный зал базилики

Церковный зал с портьерами и балконами напоминает пышный театр. Главный алтарь из полудрагоценных камней и ляпис-лазури (Фердинандо Фуга; 1751) и табернакль (Гримальди; XVII в.) были перенесены в храм из старой церкви Святых Апостолов и являются самыми старыми фрагментами убранства. Из алтарных картин наиболее интересна “Св. Франциск Паоланский, воскрешающий отрока” римского художника Винченцо Камуччини. Круглый зал окаймлен оригинальной колоннадой из 34 коринфских колонн. У стен базилики стоят 8 статуй, изваянных разными скульпторами XIX в., среди которых выделяются тонкостью исполнения статуи четырех Евангелистов и скульптурная группа, изображающая св. Франциска Паоланского, благословляемого Ангелом. Справа от входа — просторная капелла, также посвященная св. Франциску Паоланскому, католическому монаху из Калабрии (1416-1507).

Автор Михаил Талалай

Местоположение базилики св. Франциска Паоланского (Сан Франческо ди Паола) на карте

Комментирование запрещено

  • Православный календарь

    21 сентября, Вторник(8 сентября по ст.ст.)

    Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

    и Приснодевы Марии

    Прпп. Иоанна (1957) и Георгия, в схиме Иоанна (1962), исповедников (Груз.).

    Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

    Утр. –Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.Лит. –Флп., 240 зач., II, 5–11.Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

    На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, преславное рождество Божия Матере».

    На литургии вместо «Достойно» – «Величай, душе́ моя... Чужде ма́терем девство...» (до отдания).

  • Расписание богослужений

    Божественная литургия, или Евхаристия – самый центр всей церковной жизни, таинство присутствия Христа среди нас и Его общения с нами.

    Посетить богослужение

    Подать записку