Божественная Литургия в Неделю о Страшном cуде

23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Божественную литургию в храме во имя святого апостола Андрея Первозванного возглавил настоятель прихода иерей Михаил Поваляев. Накануне воскресного дня иерей Михаил совершил Всенощное бдение.

Песнопения Божественной литургии исполнил хор нашего прихода под управлением Ефановой Надежды Георгиевны.

После заамвонной молитвы настоятель прихода иерей Михаил обратился к молящимся с проповедью:

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, казалось бы, пугающую весть о втором пришествии Христа и Страшном Суде. Но на самом деле, для нас с вами, братья и сестры, эта весть должна быть радостной и утешительной.

Первые поколения христиан ждали и молились, чтобы скорей пришел Господь, ведь именно тогда начнется совсем другая жизнь — полнота жизни во Христе. Однако, со временем сами христиане стали вести себя недостойно, по язычески, отсюда и родился страх. Но этого должны бояться не мы, верующие, а безбожники, люди, отрекшиеся от Христа.

Господь говорит, что когда придет на землю, Он будет судить всех людей без исключения. И в этом смысле Суд Божий называется «Страшным». Поскольку на нем перед Богом откроются истинные помышления наших сердец — не то, что мы говорим или изображаем перед другими людьми, а настоящая душа — такая, какая она есть. Ведь Господа нельзя обмануть.

В Священном Предании есть такое выражение: «В чем застану, в том и сужу» (мученик Иустин Философ «Разговор с Трифоном иудеем», гл. 47). То есть, человек переносит с собой в другой мир то богатство добродетелей, которое он успел накопить в земной жизни. Или наоборот, груз грехов.

Существует такая любопытная мысль, что на протяжении жизненного пути мы рисуем свой будущий портрет. Возможно сейчас мы совсем не те, кем бы хотели себя видеть. Однако, желаемый образ мы можем писать, как красками, делами своей жизни. Когда мы совершаем молитвы, добрые поступки, творим милостыню нуждающимся, то мы маленькими штрихами исправляем и преобразовываем свой сегодняшний образ.

А Господь нам в этом помогает. Он искренне хочет, чтобы каждая душа спаслась и пришла в райские обители. Тем не менее, как утверждают святые отцы, Он не может спасти нас без нас. Без нашего желания, без наших усилий. Он хочет, чтобы мы сами захотели наполнить свое сердце не грязью, не пошлыми развлечениями, а истинной радостью богообщения. Поэтому для спасения человека нужна как воля Божья, так и воля человека.

И сегодня каждый должен себя спросить: «А в к чему направлена моя воля?» Ведь все зависит от того, насколько серьезно мы относимся к делу нашего спасения. И Страшным называется Суд Божий именно потому, что после него человеческая душа будет окончательно определена к тому бытию, которое она сама избрала.

Из строк сегодняшнего Евангелия: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф., 25.41), мы видим, что изначально геенский огонь и страдания загробного мира не были предназначены для человека, но для сатаны и его ангелов.

Однако, тем людям, которые отрекаются от Христа и идут против Него, предназначается уже не бытие, уготованное людям Божьим, а бытие, уготованное сатане.

С чем можно сравнить эти страшные муки? Представьте, что вас поместили в тюрьму или оставили на необитаемом острове. Вам бы жить, работать, думать о семье, веселиться, а вы находитесь в месте, далеком от ваших устремлений, и вынуждены жить жизнью, которой вы не хотите. Так и геенский огонь — это место, не созданное для человека, а он должен там находиться. Но не потому, что Господь его наказывает, а потому, что каждый из нас своими поступками сам определяет, где он проведет вечность.

Если во время земного пути человек потрудится, то он наследует жизнь вечную во Христе. А если хочет пожить для себя, в свое удовольствие, без Христа, значит без Христа он будет и в будущем веке.

В сегодняшнем Евангелии есть важные слова: «Как вы сделали это одному их сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25.40). Господь требует, чтобы мы оказывали помощь. Но кому? Кто эти братья меньшие Христовы?

Это и есть христиане. То есть, мы, братья и сестры, должны помогать в первую очередь друг другу, должны подумать о том человеке, который стоит рядом во время службы, возможно, ему нужна ваша поддержка. На нашем приходе, например, есть многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Спросите у них, нужна ли им помощь?

А есть в России и Украине очень бедные приходы, где помощь нужна самому священнику. Вы можете поинтересоваться, где в вашем родном регионе самый бедствующий приход и передать туда свою милостыню. Это и будет то настоящее христианство, о котором мы так много говорим и которое так мало совершаем.

Так устроено, что один человек не может покрыть всю потребность ближнего. Но когда мы собираемся вместе, помощь становится большой, и Господь от нашего избытка возмещает чью-то нужду.

Те, кто нуждается в нашем содействии, — они есть. И мы не можем от них отгородиться, закрыть глаза и сделать вид, что мы ничего не знаем. Мы должны искать людей, с которыми можем поделиться тем, что сами имеем по Божьей милости. Аминь.».

Затем была отслужена лития о усопших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *