Иерей Михаил Поваляев. Слово в Прощенное воскресенье

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу.

По православной традиции сегодня мы вспоминаем изгнание Адама и Евы из рая. Это история не о лишении комфортных условий для жизни, а прежде всего, об отлучении от Бога. Причем, наши прародители сами себя отлучили от Господа, совершив грех. А значит изгнание – это следствие греха.

Многие их осуждают, что если б они не согрешили, сейчас бы мы жили в раю. Однако мы забываем, что это был их личный грех, за который мы несем лишь последствие. Но и у нас с вами есть личные грехи, которые отлучают нас, как Адама и Еву, от Бога.

Поэтому Господь Иисус Христос и пришел в мир, став человеком, чтобы мы все преодолели богооставленность, и Своим воскресением Он победил грех и отделение человека от Бога. Наша задача теперь — приложить тело, ум и волю к делу, которое совершил Христос.

Для этого Церковью установлена четыредесятница Великиго поста, чтобы мы могли немного потрудиться и приблизиться к Господу. Но каким образом?

Как-то раз, к старцу Гавриилу Ургебадзе пришел один монах и спросил: «Авва, что мне делать в пост? Какую пищу есть, а какую – нет?» Старец Гавриил замолчал и помолился. А потом вдруг стал перечислять самые жуткие и страшные грехи этого монаха. Естественно, тот остолбенел от ужаса, понимая, что другой человек знает обо всех грязных тайнах его души. В его сознании произошла своеобразная революция. Тогда старец сказал: «А сейчас иди, поешь что-нибудь». Но монах искренне ответил: «Не хочу».

И действительно, как я могу стремиться радовать свой вкус, когда осознаю свой грех перед Богом? В этом и заключается Великий пост. Это не время ограничения себя в пище. Это время осознания нашего греха и искреннего покаяния.

Великий пост — это еще и время духовного возрождения. В предстоящую первую неделю мы будем читать канон Андрея Критского, в котором есть такие строки: «Душе моя, восстани, что спиши?» То есть, душа моя, будь бодрой, проснись! Это истинный лейтмотив поста — внутреннее духовное пробуждение от житейской каждодневной суеты, воспоминание о том, что мы – христиане, а значит должны заботиться не только о теле, но в первую очередь о спасении собственной души.

Каждый из нас может сделать хотя бы малое усилие над собой – стать на молитву, прочесть духовную литературу, побороться со своими пристрастиями, чтобы в конце поста принести Богу плод.

Тем не менее, не пугайтесь, если во время вашего духовного труда, вы поймете, насколько это тяжело и порой непосильно. От этого может появиться искушение в виде отчаяния: «Ничего у меня не получается». Это одна из важнейших ступеней жизни христианина – научиться принимать свою немощь и просить помощи у Бога. При этом не делать себе поблажки, а молиться с ощущением своей духовной слабости.

Отправляясь в «путешествие» Великого поста, по традиции мы просим друг у друга прощения. С чего же начинается наше прощение других? С того, что мы стараемся меньше обвинять других людей, меньше обижаться. Ведь часто наши обиды происходят не от того, что нам кто-то причинил зло, а из-за того, что мы предъявляем завышенные требования к другим, думая: «Он бы мог лучше относиться ко мне, или поступить иначе». При этом, если мы присмотримся прежде всего к себе и своим поступкам, то увидим, что мы сами этим требованиям не соответствуем. Духовная наука учит начинать исправление не с другого человека, а с себя. Если мы не будем накладывать мерило своей истины на других, то и прощать людей будет легче.

Давайте не забывать, что у всех есть свои немощи и греховные привычки. Они есть и у меня, поэтому я искренне прошу у вас, братья и сестры, прощения.

иерей Михаил Поваляев
1 марта 2020 года
г. Неаполь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *