В предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым Православная Церковь отмечает память святых Праотец — всех праведников Ветхого Завета, которые жили надеждой и горели верой в то, что в конце веков в мир придет Спаситель, Который искупит человечество от греха прародителей.
Современных верующих очень многое связывает со святыми Праотцами – мы, как и они, не видели Христа своими глазами, но веруем свидетельству апостолов и многих поколений христиан в то, что Господь был, есть и будет, и что Он снова придет на землю судить человечество. Подобно тому, как святые Праотцы жили среди язычников, но сохранили верность ожидаемому Мессии, от нас требуется, несмотря на ценности современного общества, засвидетельствовать преданность Христу, готовясь встретить и праздновать Его рождение на земле.
В неделю святых Праотцов, 27 декабря 2020 года, в храме во имя святого апостола Андрея Первозванного в г. Неаполе прошло воскресное богослужение, которое возглавил настоятель иерей Михаил Поваляев. По завершении отпуста отец Михаил обратился к прихожанам и гостям храма с проповедью, которую посвятил притче о брачном пире.
Данный евангельский отрывок повествует о том, как царь устроил пир для своего сына и пригласил на него гостей, но те отказались прийти, после чего он позвал всех остальных людей.
Удивительным образом в этом коротком рассказе может уместиться вся история человечества. Богоизбранному народу Израиля издавна было предречено пришествие Мессии, они были призваны в Царствие Небесное, однако когда Господь Иисус Христос вочеловечился, большинство из них не приняло Его Слово и отреклось от своего призвания.
И тогда Царь позвал тех, кто не был сопричастен этому избранному сообществу – «нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14:21). Под этими людьми подразумеваются язычники — несчастные и покинутые, потому как никогда не знали Бога.
И хотя Господь зовет всех людей в Царствие Небесное, оказывается, достигают его единицы — «много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24).
Объяснение этому мы видим в продолжении притчи в Евангелии от Матфея, где Спаситель говорит, что среди пришедших на пир вдруг оказался человек не в брачной одежде, то есть не в праздничном одеянии, а возможно рабочем, что очень возмутило хозяина. «Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13).
Святые отцы считают, что в этом человеке, который пришел не в праздничной чистой одежде, возможно, мы увидим себя, запятнанных грехом.
«Христос призвал нас в Царствие Небесное, мы услышали евангельскую проповедь и были омыты и просвещены в Таинстве Святого Крещения. Господь дал нам все, чтобы жить свято, чисто, благородно, наполнять свою душу той благодатью, которая изобильно изливается в Церкви через Святые Таинства и через Священное Писание. Но некоторые христиане продолжают очернять себя грехом и жить как язычники» — с сожалением произнес иерей Михаил Поваляев.
Он подчеркнул, что не менее страшно, когда человек не откликается на голос Бога, потому что слишком занят своими житейскими заботами и хлопотами. Господь очень строго относится к тем людям, которые пренебрегают Его приглашением, и говорит, что никто из них не вкусит Его ужина в Царствие Небесном (Лк. 14:24).
Итак, Евангелие снова ставит выбор перед человеком: любить себя, свои удовольствия, блага, материальные достижения или, все таки, любить Бога больше, чем земную жизнь.
«Вспомним, братья и сестры, о том, что Господь зовет всех нас, без исключения, в Царствие Божие. Нужно только откликнуться на этот призыв: каждый день читать Евангелие, обращаться к Создателю с молитвой и в воскресный день не отрекаться от своего призвания, но участвовать в богослужении, чтобы и в будущем веке оказаться на торжестве Сына Божьего, где не будет ни болезни, ни печали, но будет радость о воскресшем Христе» — завершил проповедь отец Михаил.
По окончании благодарственных молитв, была совершена лития по усопшим.